Воскресенье, 13.10.2024, 23:39
  

          


Содержание


Электронный журнал
Вход для учеников

Электронная школа 2.0
Вход для учителей


Билет в будущее


РДШ

Школа реализует направление
общественно-государственной 
детско-юношеской организации
«Российское движение школьников»

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



 




ОВЗ  

Обучающиеся с ОВЗ - это дети, у которых есть физические или психологические недостатки, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). К детям с ОВЗ относятся: 

 

  1. Дети с нарушениями слуха, такие как глухие, слабослышащие, позднооглохшие или оборудованные кохлеарными имплантатами.
  2. Дети с нарушениями зрения, включая слепых и слабовидящих.
  3. Дети с тяжелыми нарушениями речи.
  4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  5. Дети с задержкой психического развития.
  6. Дети с расстройствами аутистического спектра.
  7. Дети с сложными дефектами, характеризующимися тяжелыми и множественными нарушениями развития.
  8. Дети с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.


Обучение детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей.

  1. В какую школу должен ходить такой ребёнок?
  2. Может ли он учиться вместе со сверстниками?
  3. Какие условия должна создать для него школа? 

 

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока, оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).

После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

 

Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.
  • ​​​

Нормативно-правовые документы, регламентирующие прием в образовательные организации и получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья